Музей в нашей школе
Музей в нашей школе был открыт в начале 2000 годов. 02 марта 2018 года музей был официально зарегистрирован, получив статус «Школьного этнографического музея».
Характеристика помещений, общая площадь помещений:
- Этнографический музей размещается в кабинете площадью 66 кв. м.: 22 кв. м. занимает школьная библиотека, 44 кв. м. – музей.
- В музее имеется 1 шкаф и 4 парты, на которых размещены предметы старины.
- Есть электрическое освещение, вентиляция, огнетушитель.
Наличие документации:
- В 02 марта 2018 года музей прошел паспортизацию: свидетельство № 19572 о присвоении звания «Школьный этнографический музей» образовательного учреждения (школьного музея). Имеется паспорт этнографического музея.
- Работа музея осуществляется по плану.
Учет и хранение:
- Предметы старины, поступающие в фонды школьного этнографического музея, регистрируются в книге поступлений, где указываются:
- дата поступления;
- инвентарный номер;
- полное наименование предмета;
- место производства;
- датировка;
- автор;
- материал;
- техника выполнения;
- количество;
- размер;
- сохранность;
- способ поступления (откуда поступил; где и кем найден или подарен);
- описание экспоната.
Экспонаты, поступающие на постоянное хранение в музей, подвергаются тщательной обработке, чистке. Предметы одежды, вышитые вещи стираются с учетом того, из какого материала они сделаны, сшиты, стараясь этим не испортить цвет и структуру ткани. Предметы одежды хранятся в шкафах, проветриваются. Экспонаты предохранены от прямого попадания солнечных лучей. Условия хранения подлинных экспонатов в экспозиции и хранилище удовлетворительные.
Оценка фонда музея:
- В фондах этнографического музея насчитывается более 100 подлинных предметов старины, относящиеся к XIV – XX векам. Здесь собран достаточно богатый и разнообразный этнографический материал, составляющий основной фонд музея.
- Экспонаты, хранящиеся в фондах школьного музея, соответствуют выбранному профилю – этнографии.
Экспозиционная работа:
- Экспонаты музея широко используются на уроках русского языка, культуры родного края и истории.
Предметы старины систематизированы и сгруппированы по следующим разделам:
- Глиняная посуда.
- Деревянная посуда и утварь.
- Металлические изделия.
- Плетеные изделия.
- Сельское хозяйство (с/х инвентарь).
- Ткачество и ткацкие устройства.
- Национальная одежда и обувь.
- Народная вышивка.
- Интерьер крестьянской избы.
- Иконы
- Предметы быта, электронная техника и музыкальные инструменты XX века.
Даны краткие описания разделов экспозиций.
Собирательская работа:
Большой успех в пополнении музея новыми экспонатами приносит тщательная организация поисковой работы учащихся во время каникул. Заранее учащимся объяснялись цели и задачи предстоящей работы, проводились беседы о значении памятников истории и культуры, об их роли в учебно-воспитательной работе.
Организация работы музея:
При школьном музее создан Совет и актив музея, в их составе учителя, учащиеся и их родители.
Работу школьного этнографического музея поддерживает администрация школы.
Экскурсионно-массовая работа:
Образовательная деятельность музея ценна тем, что учащиеся во время уроков, экскурсий в школьном музее получают разнообразную информацию, рассказывающую об истории и культуре русского народа.
ЦЕЛЬ: духовное, нравственное, патриотическое воспитание молодежи посредством музейной работы.
В учебной и воспитательной работе решаются ЗАДАЧИ:
- воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, природе, трудолюбия;
- комплектование музейных фондов;
- пополнение фонда музея новыми экспонатами;
- создание тематической структуры и построение музейной экспозиции;
- хранение и изучение музейных коллекций;
- популяризация памятников материальной и духовной культуры;
- использование экспонатов музея в образовательном процессе;
- осуществление культурно-просветительской, экспозиционной, экскурсионной, методической работы;
- совершенствование навыков поисково-исследовательской работы;
- сотрудничество с профессиональными музеями, организациями культуры и искусства, науки, краеведами в целях содействия развитию музейного дела;
- развитие детского самоуправления.
Основной признак любого музея, в том числе и школьного, – наличие фонда подлинных материалов, рассказывающих об истории и культуре народа.
В фонде этнографического музея насчитывается более 100 подлинных предметов старины. Здесь собран достаточно богатый и разнообразный этнографический материал, составляющий основной фонд музея. Созданы постоянные экспозиции.
Музейные экспозиции широко используются в образовательном процессе и позволяют разнообразить формы проведения занятий по русскому языку, литературе, культуре родного края. Исключительно важное место в образовательном процессе занимают уроки, уроки-встречи, уроки-экскурсии, тематические экскурсии с использованием определенных музейных экспозиций.
Этнографические материалы широко используются в учебно-воспитательном процессе. Бесценно значение музейных экспонатов в создании особого микроклимата на уроке, доброго настроя в душах воспитанников. Система целенаправленной работы этнографического музея позволяет педагогическому коллективу школы обновлять содержание образовательного процесса, шире использовать историю и культуру своего народа в духовно-нравственном, патриотическом воспитании школьников. Использование богатого этнографического материала способствует повышению эффективности и результативности учебного процесса по русского языку, литературе, культуре родного края и истории.
Этнографический музей дорог для школы. Молодому поколению он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков.
Учащиеся школы уверены в том, что без знания прошлого нет будущего.
Руководитель: Собакин Андрей Владимирович
Режим работы: четверг с 15:00 до 16:00